Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

Семинар-совещание руководителей таможенных органов Северо-Западного региона ”О результатах работы таможенных органов в условиях действия нового Таможенного кодекса”

Опубликовано: 23 сентября 2004 15:19

23 сентября состоялся семинар-совещание руководителей таможенных органов Северо-Западного таможенного управления.

Его открыл временно исполняющий обязанности начальника управления генерал-лейтенант таможенной службы Павел Корчажкин. Он заострил внимание присутствующих на результатах деятельности таможенных органов региона в условиях дейсвия нового Таможенного кодекса, выполнения контрольного задания по сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, совершенствования технологий таможенного дела.

Таможенным органам на период до 2008 года определена стратегическая цель развития – это повышение эффективности таможенного администрирования, создание благоприятных условий для работы участников ВЭД за счет повышения качества предоставляемых услуг.

В связи с этим таможенные органы решают триединую задачу:

       

    • всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России;
    •  

       

    • таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации в объеме необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного производителя;
    •  

       

    • своевременного и полного наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
    •  

На коллегии отмечалось, что за 8 месяцев 2004 года внешнеторговый оборот через таможни СЗТУ составил 26,408 млрд. долларов США, что на 54% больше объема оборота за аналогичный период 2003 года. Объем экспорта составил 17,497млрд. долларов США, а импорта – 8,911 млрд. долларов. Экспорт увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 72%, импорт – на 28%. Сальдо торгового баланса выросло в 2,7 раза.

Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего рынка региона на страны дальнего зарубежья, их доля в товарообороте составляет 96%. Товарооборот со странами СНГ увеличился на 53%, со странами дальнего зарубежья – на 54%.

Основные страны-контрагенты в экспорте: Нидерланды(29%), Финляндия(11%), Великобритания (7%), Германия (7%).

В товарной структуре экспорта первое место занимает продукция топливно-энергетического комплекса. Стоимостной объем вырос более чем в 2 раза за счет роста натурального объема на 77% и роста контрактных цен на 21%. В результате доля нефти и нефтепродуктов увеличилась с 44,3% в 2003 году до 55% в отчетном периоде.

Второе место в экспорте занимают черные и цветные металлы. Их удельный вес увеличился по сравнению с прошлым годом с 18,9% до 21,6%.

Третье место в товарной структуре экспорта занимает древесина и изделия из нее. Стоимостной объем экспорта лесопродукции увеличился на 22 % за счет роста экспортных цен на 14% и натурального объема на 8 %.

Основные страны-контрагенты в импорте: Германия(16%), Финляндия(9%), США (7%).

В товарной структуре импорта произошли изменения. Продовольственные товары сместились с первого места на второе.

Первое место занимает машиностроительная продукция. Ее доля увеличилась с 29,9% до 34,6%. Средние цены выросли на 19%, натуральный объем увеличился на 24%, а стоимостной объем - на 48%.

Второе место занимает импорт продовольственных товаров. Их доля по сравнению с январем-августом 2003 года уменьшилась с 38,4% до 33,5%, т.к. опережающими темпами росли объемы ввоза других товарных групп. Стоимостной объем импорта продовольствия увеличился на 12% за счет роста средних цен на 10%. Натуральный объем увеличился на 1%.

Третье место в товарной структуре импорта занимает продукция нефтехимического комплекса. Удельный вес этой отрасли в импорте не изменился, при этом стоимостной объем увеличился на 27% за счет роста натурального объема на 15% и средних цен на 11%.

По состоянию региональной базы данных ГТД на 13.09.2004 таможнями региона за 8 месяцев 2004 года оформлено 470346 ГТД, в том числе по экспорту – 183197 ГТД, по импорту – 287149 ГТД.

Через таможенную границу в регионе деятельности СЗТУ проследовало 3 млн.486 тыс.663 транспортных средства и 10 млн.768 тыс.467 физических лиц.

За 8 месяцев 2004 года таможенными органами СЗТУ перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 124,552 млрд. рублей при установленном плановом показателе в размере 122,047 млрд. рублей. Таким образом, СЗТУ за восемь месяцев 2004 года выполнило плановое задание на 102,05 %.

В сравнении с перечислениями в федеральный бюджет аналогичного периода прошлого года рост составил 43,33 % (за восемь месяцев 2003 года было перечислено в федеральный бюджет 86,899 млрд. рублей). Установленное плановое задание за этот период увеличилось на 44,49 % (за восемь месяцев 2003 оно составляло 84,469 млрд. рублей).

Основную долю в общем объеме перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации занимают следующие таможни: Балтийская (28,66 %), Выборгская (24,95 %), Санкт-Петербургская (20,44 %), Мурманская (6,68 %) и Северо-Западная акцизная (5,58 %).

Наибольший объем доначисленных (и довзысканных) таможенных платежей отмечается в Балтийской (694,3 млн. рублей), Санкт-Петербургской (130,6 млн. рублей) и Северо-Западной акцизной (77,4 млн. рублей) таможнях.

Произведены корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных во всех таможенных режимах: 36 809 КТС (60,4 %) - по товарам, оформленным в режиме “выпуска для внутреннего потребления”, 19 431 КТС (32 %) - по товарам, оформленным в режиме “экспорта” и 4195 КТС (6,9 %) - по товарам, оформленным в режиме “свободная таможенная зона”.

В 2004 году 46 366 КТС (76,1 %) всех корректировок таможенной стоимости произведено в процессе таможенного оформления. В 2003 году данный показатель составлял 58,7 % (без учета КТС, оформленных в связи с выпуском товара под обеспечение уплаты таможенных платежей и без учета КТС, оформленных в связи с условной (временной) оценкой).

Средний удельный вес доначисленных таможенных платежей на одну корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных в режиме выпуска для внутреннего потребления вырос по отношению к 2003 году и составляет в 2004 году 30,9 тыс. руб. (в 2003 году – 27,9 тыс. руб.). Средний удельный вес таможенных платежей на одну корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных в режиме экспорта, вырос почти в 2 раза - с 1985 руб. в 2003 году до 3898 руб. в 2004 году.

В течение 8 месяцев 2004 года в таможенных органах региона продолжается процесс оплаты таможенных платежей с применением пластиковых карт. В 2004 году уплата таможенных платежей с применением пластиковых карт стала применяться в приграничных таможенных органах, где велика доля участников ВЭД, нуждающихся в скорейшем выпуске товаров без подтверждения поступления денежных средств: Неманская, Калининградская, Выборгская, Псковская, Кингисеппская, Мурманская. Общая сумма платежей по таможенным картам за 8 месяцев 2004 года составила 7,558 млрд.руб., что в 6 раз превышает оплату по таможенным картам за 2003 год в целом и составляет 8,57 % от поступивших на счета СЗТУ денежных средств за указанный период.

В целом за восемь месяцев 2004 года у участников ВЭД перед таможенными органами СЗТУ образовалась задолженность на сумму 335,85 млн. рублей. За тот же период в регионе была погашена задолженность в размере 117,74 млн. рублей. Процент взыскиваемости задолженности по таможенным платежам и пеням в 2004 году в регионе составил 35,06% (в аналогичном периоде 2003 года данный показатель равнялся 7,43%). Следует отметить, что такой высокий показатель впервые достигнут в регионе. Но при этом достижение таких высоких результатов связано во многом с поступлением минуя счета ряда таможен округа денежных средств АСМАП в счет погашения задолженности перевозчиков.

Осуществление оперативного мониторинга, контроль после выпуска товаров, анализ и выявление товаров “группы риска”, а также взаимодействие с экспертно-криминалистической службой позволили выявить факты недостоверного декларирования товаров, связанного с неверным заявлением кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения товаров.

По результатам проведённой подразделениями товарной номенклатуры и происхождения товаров таможенных органов Северо-Западного региона за 8 месяцев 2004 года работы:

- заведено 405 дело об административных правонарушениях, из них – 369 по делам, связанным с неверной классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД России и 36 – в связи с изменением страны происхождения товаров.

Наибольшее количество дел заведено в Санкт-Петербургской (121), Балтийской (96), Калининградской (35), Пулковской (33), Мурманской (27) и Великолукской (12) таможнях.

В связи с усилением контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, происходящих из Китая, одной из важных задач на II полугодие 2004 г. является усиление таможенного контроля в целях недопущения недостоверного декларирования страны происхождения китайских товаров под видом товаров, происходящих из иных стран, направленного на уклонение от уплаты в бюджет страны таможенных платежей в полном объёме. В этой связи таможенным органам следует усилить осуществление таможенного контроля в соответствии с приказом ГТК России от 02.06.2003 № 600 “Об утверждении Положения об определении страны происхождения товаров”, предусматривающего осуществление таможенного контроля, как в ходе таможенного оформления, так и после выпуска товаров.

Таможенными органами СЗТУ за 8 месяцев 2004 года проведено всего 3087 проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства при экспорте товаров (приказ ГТК России от 25.06.2002 № 665), в том числе 2 проверки с иными органами, в результате которых выявлено 2233 нарушения, по которым возбуждено 1887 дел об административных правонарушениях на сумму 10256,8 млн. долл. США.

За 8 месяцев 2004 года рост таможенного оформления транзитных документов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 29%.

Таможнями СЗТУ в 2004, как таможнями отправления всего оформлено 444 933 транзитных деклараций (далее ТД)/книжек МДП из них: – 177 761 ТД и 267 172 книжек МДП, а в 2003 – 344 250 из них: – 141 215ДКД и 203 035 книжек МДП.

Таможнями СЗТУ в 2004, как таможнями назначения всего принято к таможенному оформлению 258 556 ТД/книжек МДП из них: – 169 307 ТД и 89 248 книжек МДП.

По состоянию на 01.09.2004 г. в производстве находится свыше 60 дел об административных правонарушениях (далее – АП) по фактам недоставки товаров. В целях пресечения роста недоставки товаров с 2003 года на постоянной основе ведется работа по установлению всех участников правонарушения (грузоотправитель, перевозчик и получатель) для принятия к ним оперативных, в том числе экстренных мер, максимально ограничивающих их дальнейшую деятельность.

Процент недоставления товаров в текущем году незначителен и составляет 0,013% от оформленных товарных партий (61 товарная партия).

За аналогичный период 2003 года в таможенных органах СЗТУ находилось в производстве 146 дел о НТП, по 8 делам были вынесены постановления о привлечении перевозчиков к административной ответственности.

В целом по региону удельный вес ГТД, выпущенных не позднее трех дней со дня принятия таможенной декларации остался на уровне 97%.

В Багратионовской, Кингисеппской и Неманской таможнях в указанные сроки выпущено 100% ГТД.

Достаточно высокие показатели (98-99%) имеют Великолукская, Вологодская, Выборгская, Калининградская, Костомукшская, Мурманская, Новгородская и Сыктывкарская таможни.

По результатам анализа досмотровой работы в 2004 году можно сделать следующие выводы:

В целом по Северо-Западному таможенному управлению эффективность досмотров увеличилась с 0,45% в рассматриваемом периоде 2003 года до 0,53 % в 2004 году. Следует отметить существенное увеличение эффективности досмотровой работы в Мурманской (с 1,19% в 2003 г. до 5,63% в 2004 г.), Себежской (с 0,4% в 2003 г. до 1,75% в 2004 г.) и Сортавальской (с 0,03% в 2003 г. до 0,54% в 2004 г.) таможнях.

Всего за 8 месяцев 2004 года проведено 230359 досмотров, что составляет 53% от количества досмотров, проведенных за 8 месяцев 2003 года. Уменьшение количества проводимых таможенными органами региона досмотров обусловлено применением принципа выборочности при проведении таможенного контроля, который основывается на системе управления рисками.

Одной из важнейших задач было и остаётся выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, на основе анализа и управления рисками, возникающих в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также проведению документального и электронного мониторинга за достоверностью сведений о них.

В СЗТУ созданы элементы системы, которая направлена на осуществление таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, разработана технология оперативного контроля за товарами группы “риска” и “прикрытия”, включающая в себя:

     

  • организацию и осуществление сбора, обобщения, анализа сведений о направленных товарах и транспортных средствах с момента пересечения таможенной границы и до момента их выпуска;
  •  

     

  • отбор наиболее рисковых поставок, установление и исполнение адекватных мер оперативного реагирования в отношении отобранных товарных
  •  

В целях осуществления контроля при возникновении рисков на этапе предварительных операций и проведения усиленного контроля при производстве основного таможенного оформления в текущем году таможенными органами региона отрабатывалась информация по рисковым поставкам товаров по ориентировкам, поступившим из Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК России и Северо – Западного таможенного управления, более чем по 60% ориентировок проводилась корректировка таможенной стоимости; в таможни региона направлено более 400 ориентировок для принятия мер по усилению контроля таможенного оформления, в результате которых доначислено свыше 3 млн. рублей.

По сравнению с декабрем 2003 года количество таможенных брокеров, осуществляющих деятельность в таможенных органах Северо-Западного региона (в условиях действия нового Таможенного кодекса Российской Федерации), уменьшилось на 16% и составляет 137 организаций, из которых 116 выполняют свои функции в Санкт-Петербурге. Однако, по сравнению с первыми месяцами 2004 года (январь, февраль) в настоящее время наблюдается тенденция роста количества таможенных брокеров.

Также уменьшилось и количество ГТД, оформленных таможенными брокерами (19996 ГТД в декабре 2003 и 15507 ГТД в июле 2004 года соответственно). Однако, по сравнению с первыми месяцами 2004 года (январь- 7900 ГТД, февраль – 10665 ГТД в июне и июле 2004 наблюдалась тенденция роста количества таможенных деклараций, оформленных таможенными брокерами.

В целях усиления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами находящимися на временном хранении под таможенным контролем, повышения эффективности таможенного контроля путем централизации и укрупнения мест временного хранения товаров и транспортных средств под таможенным контролем с одновременным уменьшением объемов досмотровых операций, в течение 2004 года проводилась работа по упорядочению структуры СВХ в регионе. Продолжала действовать процедура согласования включения в реестр владельцев СВХ. В соответствии с приказом ГТК России от 16.01.2004 № 28 “О ведомственном контроле ГТК России” Северо-Западным таможенным управлением было рассмотрено 31 заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения, из них 23 заявления согласованы, в 8 случаях отказано.

Уменьшение количества складов, с 208 в конце 2003 года до 144 по состоянию на 01.09.2004 - это результат деятельности как управления, так и результат реализации новых условий учреждения и функционирования складов, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Наибольшее количество СВХ на 01.12.2003 было расположено в регионах деятельности Санкт-Петербургской – 32 СВХ, Балтийской – 18 СВХ и Выборгской - 10 СВХ таможен.

Всего за 8 месяцев 2004 года проведено 3036 экспертных исследований (3400 экспертиз за аналогичный период 2003 года), при этом было выявлено 447 случаев недостоверного декларирования товаров (343 - за аналогичный период 2003 года), экономический эффект от которых составил 141 млн.665 тыс. руб. (56 млн. 700 тыс. руб. за аналогичный период 2003 года).

В условиях дальнейшей либерализации таможенного законодательства правоохранительная функция таможенных органов приобретает особенное значение. Существенные изменения отмечаются в оперативно-служебной деятельности правоохранительных подразделений СЗТУ. Это повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности, усиление организующей и координирующей роли оперативных таможен в работе по выявлению и пресечению контрабанды, недостоверного декларирования и иных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности.

За 8 месяцев 2004 года таможенными органами СЗТУ (включая Калининградский регион) возбуждено 176 уголовных дела, в том числе 119 по оперативным данным (т.е. около 68 % от общего количества уголовных дел), а так же 10307 дел об административных правонарушениях (далее – АП) (без учета Калининградского региона).

№ п/п

Наркотические средства

8 мес.

2004г.

2003 г.

2002 г.

1.

Героин

16560 гр.

2429,2 гр.

2115,7 гр.

2.

Кокаин

29000 гр.

10660 гр.

-

3.

Марихуана

107,9 гр.

157 гр.

785,9 гр.

4.

Гашиш

13994,4 гр.

3.4 гр.

12250 гр.

5.

Амфетамин

-

614 гр.

-

6.

3-метилфентанин

602 гр.

-

-

7.

Метадон

-

228 гр.

-

Как в 2003, так и в 2004 году Северо-Западным таможенным управлением проводилась работа по укреплению международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков между таможенными службами: Литвы, Эстонии, Латвии, Финляндии, Швеции.

В рамках спецопераций “Наследие”, “Антиквариат”, “Достояние”, “Раритет” таможнями региона:

8 месяцев 2003 года

8 месяцев 2004 года:

Проведено ОРМ:

Заведено

Уголовных дел:

По ним изъято:

Заведено дел по АП:

По ним изъято:

112

9

62 культурные ценности

17

98 культурных ценностей

142

12

237 культурных ценностей

26

219 культурных ценностей

В 2004 году подразделениями таможенной инспекции Северо-Западного таможенного управления и таможен региона проведено 514 таможенных ревизий, в том числе 365 в общей форме, 149 – в специальной форме.

Подразделениями таможенной инспекции таможен региона за 8 месяцев 2004 года проведено 445 таможенных ревизий, в том числе 329 из них в общей форме, 116 - в специальной. Из проведенных 153 ревизий, в ходе которых были выявлены признаки административных правонарушений, 131 ревизия - по таможням региона.

В 2004 году Службой таможенной инспекции СЗТУ и подразделениями таможенной инспекции таможен региона доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафных санкций на общую сумму ,более 218900 тыс. руб. Данный показатель вырос в 2004 году по сравнению с аналогичным периодом 2003 года более, чем в 4 раза.

Суммы довзысканных таможенных платежей, наложенных штрафных санкций в 2004 году составили 25 626,43 тыс. руб. (в том числе 5 906,60 тыс. руб. - по проверкам ФХД 2003 года, 19 719,83 тыс. руб. – по таможенным ревизиям 2004 года). Данный показатель вырос в 2004 году по сравнению с аналогичным периодом 2003 года в 1,4 раза.

По результатам проведенных за 8 месяцев 2004 года таможенных ревизий вынесено 316 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях (305 из них – по результатам ревизий, проведенных в таможнях региона).

Правовыми отделами таможенных органов региона (включая правовой отдел СЗТУ) предоставлено более 2,5 тысячи консультаций по вопросам таможенного дела, при этом, число предоставленных консультаций правовым отделом СЗТУ возросло почти в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В течение 2004года проводится внедрение новых комплексных автоматизированных систем: информационно-расчетной системы “Доход”, КАСТО “АИСТ-М” в таможенных органах региона, не применяющих КАСТО “АИСТ-РТ21”, нового комплексного программного средства КПС “КТранзит (Калининградский транзит)”. В июне 2004г. проведено тестирование нового программного средства АПС “Автотранспорт”. На 01.09.2004г в реестре программных средств ИТС СЗТУ (далее – ПС) зарегистрировано 184 программных средства. За период с 01.01.2004г по 01.09.2004г в таможенные органы передано в эксплуатацию 351 версия 74 программных средств.

Подготовлена и утверждена начальником СЗТУ, а также руководством филиала ОАО “Российские железные дороги” “Октябрьская железная дорога” Временная технологическая схема предварительного обмена данными о товарах перевозимых железнодорожным транспортом; подготовлен и согласован с уполномоченным представителем Октябрьской железной дороги проект плана внедрения программного средства “Учет товаров и транспортных средств (прием информации о товарах и транспортных средствах от подразделений железной дороги)” в таможенных органах Северо-Западного региона в соответствии с распоряжением ГТК России от 07.04.2004 года № 160-р; подготовлены и направлены в ГТК России предложения по организации информационного взаимодействия с ФПС ФСБ России в части обмена информацией о российских транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу.

В настоящее время в состав СЗТУ входит 24 таможни, 2 организации ГТК России, 126 таможенных постов. Количество таможенных постов по сравнению с 2003 годом увеличилось на 5.

В течение 2004 года продолжалось взаимодействие СЗТУ с таможенными службами соседних стран, прежде всего с Финляндией и Эстонией. В апреле состоялось 25-заседание российско-финляндской межведомственной рабочей группы по таможенным делам, на которой обсуждались наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества.

Также были проведены заседания соответствующих рабочих подгрупп для обсуждения сотрудничества в правоохранительной сфере и в области торговли лесом.

На новый уровень вышло сотрудничество с таможенной службой Финляндии в рамках двустороннего проекта “приграничное сотрудничество”, направленного на упрощение таможенных процедур на российско-финляндской границе, и расширился круг его участников (морские таможни, таможни Калининградского региона).

При содействии таможенной службы Эстонии был проведен ряд семинаров для представителей деловых кругов России и Эстонии.

В указанный период СЗТУ принимало участие в проектах Евротаможни РУССНАТ (программа ТАСИС), направленный на ускорение пропуска пассажиров и грузов через пункты пропуска на российско-литовской и российско-польской границе, а также “Анализ риска” для авиационных таможен Москвы и Санкт-Петербурга.

Активно развивалось сотрудничество между таможенными органами СЗТУ, Финляндии, Швеции и Норвегии в рамках Плана действий группы ТАСК-ФОРС 2 по устранению торговых барьеров в Баренц-регионе. В рамках данного проекта продолжалось совершенствование логистических цепочек на Севере Европы, информирование участников ВЭД об изменениях таможенного законодательства стран-участниц.

В мае состоялась четырехсторонняя встреча (представители таможенных служб России, Финляндии, Швеции и Норвегии) по проекту “Зеленый коридор”, на которой было подтверждено намерение сторон о вводе проекта в стадию промышленной эксплуатации и расширении числа его участников.

Подразделениями таможенной охраны и оперативно-дежурной службы таможенных органов Северо-Западного региона за 8 месяцев 2004 года проведено 2230 специальных мероприятий, из них:

  • 498 таможенных сопровождений на сумму 3 869 900 руб.;
  • 660 мероприятий по охране денежных средств;
  • 196 мероприятий по обеспечению охраны материальных ценностей таможенных органов при транспортировке;
  • 231 мероприятие по физической защите сотрудников таможенных органов;
  • 551 мероприятие по обеспечению режима зоны таможенного контроля;
  • 1 мероприятие по конвоированию лиц, задержанных за нарушение таможенного законодательства;

В ходе сборов участники прняли участие в проведении научно-практических семинаров, в практических занятиях по вопросам организации работы по контролю таможенной стоимости товаров и транспортных средств, о практике и проблемных вопросах взимания таможенных платежей, рассмотрели проблемы, складывающиеся с судебной практикой, применения комплексных автоматизированных систем в условиях действия нового Таможенного кодекса. Перед ними выступили ведущие специалисты СЗТУ, Федеральной таможенной службы.

При подведении итогов руководителям таможенных органов были поставлены задачи на предстоящее время: сосредоточить усилия на оперативном реагировании на изменения в организации и содержании таможенного администрирования в соответствии с преобразованиями Государственного таможенного комитета в Федеральную таможенную службу и на упрощение и ускорение таможенных процедур с привлечением представителей бизнеса и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

23 сентября состоялся семинар-совещание руководителей таможенных органов Северо-Западного таможенного управления.

Его открыл временно исполняющий обязанности начальника управления генерал-лейтенант таможенной службы Павел Корчажкин. Он заострил внимание присутствующих на результатах деятельности таможенных органов региона в условиях дейсвия нового Таможенного кодекса, выполнения контрольного задания по сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, совершенствования технологий таможенного дела.

Таможенным органам на период до 2008 года определена стратегическая цель развития – это повышение эффективности таможенного администрирования, создание благоприятных условий для работы участников ВЭД за счет повышения качества предоставляемых услуг.

В связи с этим таможенные органы решают триединую задачу:

    • всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России;
    • таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации в объеме необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного производителя;
    • своевременного и полного наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

На коллегии отмечалось, что за 8 месяцев 2004 года внешнеторговый оборот через таможни СЗТУ составил 26,408 млрд. долларов США, что на 54% больше объема оборота за аналогичный период 2003 года. Объем экспорта составил 17,497 млрд. долларов США, а импорта – 8,911 млрд. долларов. Экспорт увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 72%, импорт – на 28%. Сальдо торгового баланса выросло в 2,7 раза.

Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего рынка региона на страны дальнего зарубежья, их доля в товарообороте составляет 96%. Товарооборот со странами СНГ увеличился на 53%, со странами дальнего зарубежья – на 54%.

Основные страны-контрагенты в экспорте: Нидерланды(29%), Финляндия(11%), Великобритания (7%), Германия (7%).

В товарной структуре экспорта первое место занимает продукция топливно-энергетического комплекса. Стоимостной объем вырос более чем в 2 раза за счет роста натурального объема на 77% и роста контрактных цен на 21%. В результате доля нефти и нефтепродуктов увеличилась с 44,3% в 2003 году до 55% в отчетном периоде.

Второе место в экспорте занимают черные и цветные металлы. Их удельный вес увеличился по сравнению с прошлым годом с 18,9% до 21,6%.

Третье место в товарной структуре экспорта занимает древесина и изделия из нее. Стоимостной объем экспорта лесопродукции увеличился на 22 % за счет роста экспортных цен на 14% и натурального объема на 8 %.

Основные страны-контрагенты в импорте: Германия(16%), Финляндия(9%), США (7%).

В товарной структуре импорта произошли изменения. Продовольственные товары сместились с первого места на второе.

Первое место занимает машиностроительная продукция. Ее доля увеличилась с 29,9% до 34,6%. Средние цены выросли на 19%, натуральный объем увеличился на 24%, а стоимостной объем - на 48%.

Второе место занимает импорт продовольственных товаров. Их доля по сравнению с январем-августом 2003 года уменьшилась с 38,4% до 33,5%, т.к. опережающими темпами росли объемы ввоза других товарных групп. Стоимостной объем импорта продовольствия увеличился на 12% за счет роста средних цен на 10%. Натуральный объем увеличился на 1%.

Третье место в товарной структуре импорта занимает продукция нефтехимического комплекса. Удельный вес этой отрасли в импорте не изменился, при этом стоимостной объем увеличился на 27% за счет роста натурального объема на 15% и средних цен на 11%.

По состоянию региональной базы данных ГТД на 13.09.2004 таможнями региона за 8 месяцев 2004 года оформлено 470346 ГТД, в том числе по экспорту – 183197 ГТД, по импорту – 287149 ГТД.

Через таможенную границу в регионе деятельности СЗТУ проследовало 3 млн.486 тыс.663 транспортных средства и 10 млн.768 тыс.467 физических лиц.

За 8 месяцев 2004 года таможенными органами СЗТУ перечислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 124,552 млрд. рублей при установленном плановом показателе в размере 122,047 млрд. рублей. Таким образом, СЗТУ за восемь месяцев 2004 года выполнило плановое задание на 102,05 %.

В сравнении с перечислениями в федеральный бюджет аналогичного периода прошлого года рост составил 43,33 % (за восемь месяцев 2003 года было перечислено в федеральный бюджет 86,899 млрд. рублей). Установленное плановое задание за этот период увеличилось на 44,49 % (за восемь месяцев 2003 оно составляло 84,469 млрд. рублей).

Основную долю в общем объеме перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации занимают следующие таможни: Балтийская (28,66 %), Выборгская (24,95 %), Санкт-Петербургская (20,44 %), Мурманская (6,68 %) и Северо-Западная акцизная (5,58 %).

Наибольший объем доначисленных (и довзысканных) таможенных платежей отмечается в Балтийской (694,3 млн. рублей), Санкт-Петербургской (130,6 млн. рублей) и Северо-Западной акцизной (77,4 млн. рублей) таможнях.

Произведены корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных во всех таможенных режимах: 36 809 КТС (60,4 %) - по товарам, оформленным в режиме “выпуска для внутреннего потребления”, 19 431 КТС (32 %) - по товарам, оформленным в режиме “экспорта” и 4195 КТС (6,9 %) - по товарам, оформленным в режиме “свободная таможенная зона”.

В 2004 году 46 366 КТС (76,1 %) всех корректировок таможенной стоимости произведено в процессе таможенного оформления. В 2003 году данный показатель составлял 58,7 % (без учета КТС, оформленных в связи с выпуском товара под обеспечение уплаты таможенных платежей и без учета КТС, оформленных в связи с условной (временной) оценкой).

Средний удельный вес доначисленных таможенных платежей на одну корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных в режиме выпуска для внутреннего потребления вырос по отношению к 2003 году и составляет в 2004 году 30,9 тыс. руб. (в 2003 году – 27,9 тыс. руб.). Средний удельный вес таможенных платежей на одну корректировку таможенной стоимости товаров, оформленных в режиме экспорта, вырос почти в 2 раза - с 1985 руб. в 2003 году до 3898 руб. в 2004 году.

В течение 8 месяцев 2004 года в таможенных органах региона продолжается процесс оплаты таможенных платежей с применением пластиковых карт. В 2004 году уплата таможенных платежей с применением пластиковых карт стала применяться в приграничных таможенных органах, где велика доля участников ВЭД, нуждающихся в скорейшем выпуске товаров без подтверждения поступления денежных средств: Неманская, Калининградская, Выборгская, Псковская, Кингисеппская, Мурманская. Общая сумма платежей по таможенным картам за 8 месяцев 2004 года составила 7,558 млрд.руб., что в 6 раз превышает оплату по таможенным картам за 2003 год в целом и составляет 8,57 % от поступивших на счета СЗТУ денежных средств за указанный период.

В целом за восемь месяцев 2004 года у участников ВЭД перед таможенными органами СЗТУ образовалась задолженность на сумму 335,85 млн. рублей. За тот же период в регионе была погашена задолженность в размере 117,74 млн. рублей. Процент взыскиваемости задолженности по таможенным платежам и пеням в 2004 году в регионе составил 35,06% (в аналогичном периоде 2003 года данный показатель равнялся 7,43%). Следует отметить, что такой высокий показатель впервые достигнут в регионе. Но при этом достижение таких высоких результатов связано во многом с поступлением минуя счета ряда таможен округа денежных средств АСМАП в счет погашения задолженности перевозчиков.

Осуществление оперативного мониторинга, контроль после выпуска товаров, анализ и выявление товаров “группы риска”, а также взаимодействие с экспертно-криминалистической службой позволили выявить факты недостоверного декларирования товаров, связанного с неверным заявлением кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения товаров.

По результатам проведённой подразделениями товарной номенклатуры и происхождения товаров таможенных органов Северо-Западного региона за 8 месяцев 2004 года работы:

- заведено 405 дело об административных правонарушениях, из них – 369 по делам, связанным с неверной классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД России и 36 – в связи с изменением страны происхождения товаров.

Наибольшее количество дел заведено в Санкт-Петербургской (121), Балтийской (96), Калининградской (35), Пулковской (33), Мурманской (27) и Великолукской (12) таможнях.

В связи с усилением контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, происходящих из Китая, одной из важных задач на II полугодие 2004 г. является усиление таможенного контроля в целях недопущения недостоверного декларирования страны происхождения китайских товаров под видом товаров, происходящих из иных стран, направленного на уклонение от уплаты в бюджет страны таможенных платежей в полном объёме. В этой связи таможенным органам следует усилить осуществление таможенного контроля в соответствии с приказом ГТК России от 02.06.2003 № 600 “Об утверждении Положения об определении страны происхождения товаров”, предусматривающего осуществление таможенного контроля, как в ходе таможенного оформления, так и после выпуска товаров.

Таможенными органами СЗТУ за 8 месяцев 2004 года проведено всего 3087 проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства при экспорте товаров (приказ ГТК России от 25.06.2002 № 665), в том числе 2 проверки с иными органами, в результате которых выявлено 2233 нарушения, по которым возбуждено 1887 дел об административных правонарушениях на сумму 10256,8 млн. долл. США.

За 8 месяцев 2004 года рост таможенного оформления транзитных документов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 29%.

Таможнями СЗТУ в 2004, как таможнями отправления всего оформлено 444 933 транзитных деклараций (далее ТД)/книжек МДП из них: – 177 761 ТД и 267 172 книжек МДП, а в 2003 – 344 250 из них: – 141 215ДКД и 203 035 книжек МДП.

Таможнями СЗТУ в 2004, как таможнями назначения всего принято к таможенному оформлению 258 556 ТД/книжек МДП из них: – 169 307 ТД и 89 248 книжек МДП.

По состоянию на 01.09.2004 г. в производстве находится свыше 60 дел об административных правонарушениях (далее – АП) по фактам недоставки товаров. В целях пресечения роста недоставки товаров с 2003 года на постоянной основе ведется работа по установлению всех участников правонарушения (грузоотправитель, перевозчик и получатель) для принятия к ним оперативных, в том числе экстренных мер, максимально ограничивающих их дальнейшую деятельность.

Процент недоставления товаров в текущем году незначителен и составляет 0,013% от оформленных товарных партий (61 товарная партия).

За аналогичный период 2003 года в таможенных органах СЗТУ находилось в производстве 146 дел о НТП, по 8 делам были вынесены постановления о привлечении перевозчиков к административной ответственности.

В целом по региону удельный вес ГТД, выпущенных не позднее трех дней со дня принятия таможенной декларации остался на уровне 97%.

В Багратионовской, Кингисеппской и Неманской таможнях в указанные сроки выпущено 100% ГТД.

Достаточно высокие показатели (98-99%) имеют Великолукская, Вологодская, Выборгская, Калининградская, Костомукшская, Мурманская, Новгородская и Сыктывкарская таможни.

По результатам анализа досмотровой работы в 2004 году можно сделать следующие выводы:

В целом по Северо-Западному таможенному управлению эффективность досмотров увеличилась с 0,45% в рассматриваемом периоде 2003 года до 0,53 % в 2004 году. Следует отметить существенное увеличение эффективности досмотровой работы в Мурманской (с 1,19% в 2003 г. до 5,63% в 2004 г.), Себежской (с 0,4% в 2003 г. до 1,75% в 2004 г.) и Сортавальской (с 0,03% в 2003 г. до 0,54% в 2004 г.) таможнях.

Всего за 8 месяцев 2004 года проведено 230359 досмотров, что составляет 53% от количества досмотров, проведенных за 8 месяцев 2003 года. Уменьшение количества проводимых таможенными органами региона досмотров обусловлено применением принципа выборочности при проведении таможенного контроля, который основывается на системе управления рисками.

Одной из важнейших задач было и остаётся выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, на основе анализа и управления рисками, возникающих в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также проведению документального и электронного мониторинга за достоверностью сведений о них.

В СЗТУ созданы элементы системы, которая направлена на осуществление таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, разработана технология оперативного контроля за товарами группы “риска” и “прикрытия”, включающая в себя:

  • организацию и осуществление сбора, обобщения, анализа сведений о направленных товарах и транспортных средствах с момента пересечения таможенной границы и до момента их выпуска;
  • отбор наиболее рисковых поставок, установление и исполнение адекватных мер оперативного реагирования в отношении отобранных товарных

В целях осуществления контроля при возникновении рисков на этапе предварительных операций и проведения усиленного контроля при производстве основного таможенного оформления в текущем году таможенными органами региона отрабатывалась информация по рисковым поставкам товаров по ориентировкам, поступившим из Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК России и Северо – Западного таможенного управления, более чем по 60% ориентировок проводилась корректировка таможенной стоимости; в таможни региона направлено более 400 ориентировок для принятия мер по усилению контроля таможенного оформления, в результате которых доначислено свыше 3 млн. рублей.

По сравнению с декабрем 2003 года количество таможенных брокеров, осуществляющих деятельность в таможенных органах Северо-Западного региона (в условиях действия нового Таможенного кодекса Российской Федерации), уменьшилось на 16% и составляет 137 организаций, из которых 116 выполняют свои функции в Санкт-Петербурге. Однако, по сравнению с первыми месяцами 2004 года (январь, февраль) в настоящее время наблюдается тенденция роста количества таможенных брокеров.

Также уменьшилось и количество ГТД, оформленных таможенными брокерами (19996 ГТД в декабре 2003 и 15507 ГТД в июле 2004 года соответственно). Однако, по сравнению с первыми месяцами 2004 года (январь- 7900 ГТД, февраль – 10665 ГТД в июне и июле 2004 наблюдалась тенденция роста количества таможенных деклараций, оформленных таможенными брокерами.

В целях усиления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами находящимися на временном хранении под таможенным контролем, повышения эффективности таможенного контроля путем централизации и укрупнения мест временного хранения товаров и транспортных средств под таможенным контролем с одновременным уменьшением объемов досмотровых операций, в течение 2004 года проводилась работа по упорядочению структуры СВХ в регионе. Продолжала действовать процедура согласования включения в реестр владельцев СВХ. В соответствии с приказом ГТК России от 16.01.2004 № 28 “О ведомственном контроле ГТК России” Северо-Западным таможенным управлением было рассмотрено 31 заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения, из них 23 заявления согласованы, в 8 случаях отказано.

Уменьшение количества складов, с 208 в конце 2003 года до 144 по состоянию на 01.09.2004 - это результат деятельности как управления, так и результат реализации новых условий учреждения и функционирования складов, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации.

По состоянию на 01.09.2004 года функционирует 144 СВХ (из них 11 - учрежденные таможенными органами) и 23 ТС (из них 1 - учрежден таможенным органом). В Санкт-Петербурге в регионе деятельности Санкт-Петербургской, Балтийской, Пулковской и СЗАТ функционирует 69 СВХ и 11 ТС.

Наибольшее количество СВХ на 01.12.2003 было расположено в регионах деятельности Санкт-Петербургской – 32 СВХ, Балтийской – 18 СВХ и Выборгской - 10 СВХ таможен.

Всего за 8 месяцев 2004 года проведено 3036 экспертных исследований (3400 экспертиз за аналогичный период 2003 года), при этом было выявлено 447 случаев недостоверного декларирования товаров (343 - за аналогичный период 2003 года), экономический эффект от которых составил 141 млн.665 тыс. руб. (56 млн. 700 тыс. руб. за аналогичный период 2003 года).

В условиях дальнейшей либерализации таможенного законодательства правоохранительная функция таможенных органов приобретает особенное значение. Существенные изменения отмечаются в оперативно-служебной деятельности правоохранительных подразделений СЗТУ. Это повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности, усиление организующей и координирующей роли оперативных таможен в работе по выявлению и пресечению контрабанды, недостоверного декларирования и иных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности.

За 8 месяцев 2004 года таможенными органами СЗТУ (включая Калининградский регион) возбуждено 176 уголовных дела, в том числе 119 по оперативным данным (т.е. около 68 % от общего количества уголовных дел), а так же 10307 дел об административных правонарушениях (далее – АП) (без учета Калининградского региона).

№ п/п

Наркотические средства

8 мес.

2004г.

2003 г.

2002 г.

1.

Героин

16560 гр.

2429,2 гр.

2115,7 гр.

2.

Кокаин

29000 гр.

10660 гр.

-

3.

Марихуана

107,9 гр.

157 гр.

785,9 гр.

4.

Гашиш

13994,4 гр.

3.4 гр.

12250 гр.

5.

Амфетамин

-

614 гр.

-

6.

3-метилфентанин

602 гр.

-

-

7.

Метадон

-

228 гр.

-

Как в 2003, так и в 2004 году Северо-Западным таможенным управлением проводилась работа по укреплению международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков между таможенными службами: Литвы, Эстонии, Латвии, Финляндии, Швеции.

В рамках спецопераций “Наследие”, “Антиквариат”, “Достояние”, “Раритет” таможнями региона:

8 месяцев 2003 года

8 месяцев 2004 года:

Проведено ОРМ:

Заведено

Уголовных дел:

По ним изъято:

Заведено дел по АП:

По ним изъято:

112

9

62 культурные ценности

17

98 культурных ценностей

142

12

237 культурных ценностей

26

219 культурных ценностей

В 2004 году подразделениями таможенной инспекции Северо-Западного таможенного управления и таможен региона проведено 514 таможенных ревизий, в том числе 365 в общей форме, 149 – в специальной форме.

Подразделениями таможенной инспекции таможен региона за 8 месяцев 2004 года проведено 445 таможенных ревизий, в том числе 329 из них в общей форме, 116 - в специальной. Из проведенных 153 ревизий, в ходе которых были выявлены признаки административных правонарушений, 131 ревизия - по таможням региона.

В 2004 году Службой таможенной инспекции СЗТУ и подразделениями таможенной инспекции таможен региона доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафных санкций на общую сумму ,более 218900 тыс. руб. Данный показатель вырос в 2004 году по сравнению с аналогичным периодом 2003 года более, чем в 4 раза.

Суммы довзысканных таможенных платежей, наложенных штрафных санкций в 2004 году составили 25 626,43 тыс. руб. (в том числе 5 906,60 тыс. руб. - по проверкам ФХД 2003 года, 19 719,83 тыс. руб. – по таможенным ревизиям 2004 года). Данный показатель вырос в 2004 году по сравнению с аналогичным периодом 2003 года в 1,4 раза.

По результатам проведенных за 8 месяцев 2004 года таможенных ревизий вынесено 316 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях (305 из них – по результатам ревизий, проведенных в таможнях региона).

Правовыми отделами таможенных органов региона (включая правовой отдел СЗТУ) предоставлено более 2,5 тысячи консультаций по вопросам таможенного дела, при этом, число предоставленных консультаций правовым отделом СЗТУ возросло почти в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В течение 2004года проводится внедрение новых комплексных автоматизированных систем: информационно-расчетной системы “Доход”, КАСТО “АИСТ-М” в таможенных органах региона, не применяющих КАСТО “АИСТ-РТ21”, нового комплексного программного средства КПС “КТранзит (Калининградский транзит)”. В июне 2004г. проведено тестирование нового программного средства АПС “Автотранспорт”. На 01.09.2004г в реестре программных средств ИТС СЗТУ (далее – ПС) зарегистрировано 184 программных средства. За период с 01.01.2004г по 01.09.2004г в таможенные органы передано в эксплуатацию 351 версия 74 программных средств.

Подготовлена и утверждена начальником СЗТУ, а также руководством филиала ОАО “Российские железные дороги” “Октябрьская железная дорога” Временная технологическая схема предварительного обмена данными о товарах перевозимых железнодорожным транспортом; подготовлен и согласован с уполномоченным представителем Октябрьской железной дороги проект плана внедрения программного средства “Учет товаров и транспортных средств (прием информации о товарах и транспортных средствах от подразделений железной дороги)” в таможенных органах Северо-Западного региона в соответствии с распоряжением ГТК России от 07.04.2004 года № 160-р; подготовлены и направлены в ГТК России предложения по организации информационного взаимодействия с ФПС ФСБ России в части обмена информацией о российских транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу.

В настоящее время в состав СЗТУ входит 24 таможни, 2 организации ГТК России, 126 таможенных постов. Количество таможенных постов по сравнению с 2003 годом увеличилось на 5.

В течение 2004 года продолжалось взаимодействие СЗТУ с таможенными службами соседних стран, прежде всего с Финляндией и Эстонией. В апреле состоялось 25-заседание российско-финляндской межведомственной рабочей группы по таможенным делам, на которой обсуждались наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества.

Также были проведены заседания соответствующих рабочих подгрупп для обсуждения сотрудничества в правоохранительной сфере и в области торговли лесом.

На новый уровень вышло сотрудничество с таможенной службой Финляндии в рамках двустороннего проекта “приграничное сотрудничество”, направленного на упрощение таможенных процедур на российско-финляндской границе, и расширился круг его участников (морские таможни, таможни Калининградского региона).

При содействии таможенной службы Эстонии был проведен ряд семинаров для представителей деловых кругов России и Эстонии.

В указанный период СЗТУ принимало участие в проектах Евротаможни РУССНАТ (программа ТАСИС), направленный на ускорение пропуска пассажиров и грузов через пункты пропуска на российско-литовской и российско-польской границе, а также “Анализ риска” для авиационных таможен Москвы и Санкт-Петербурга.

Активно развивалось сотрудничество между таможенными органами СЗТУ, Финляндии, Швеции и Норвегии в рамках Плана действий группы ТАСК-ФОРС 2 по устранению торговых барьеров в Баренц-регионе. В рамках данного проекта продолжалось совершенствование логистических цепочек на Севере Европы, информирование участников ВЭД об изменениях таможенного законодательства стран-участниц.

В мае состоялась четырехсторонняя встреча (представители таможенных служб России, Финляндии, Швеции и Норвегии) по проекту “Зеленый коридор”, на которой было подтверждено намерение сторон о вводе проекта в стадию промышленной эксплуатации и расширении числа его участников.

Подразделениями таможенной охраны и оперативно-дежурной службы таможенных органов Северо-Западного региона за 8 месяцев 2004 года проведено 2230 специальных мероприятий, из них:

  • 498 таможенных сопровождений на сумму 3 869 900 руб.;
  • 660 мероприятий по охране денежных средств;
  • 196 мероприятий по обеспечению охраны материальных ценностей таможенных органов при транспортировке;
  • 231 мероприятие по физической защите сотрудников таможенных органов;
  • 551 мероприятие по обеспечению режима зоны таможенного контроля;
  • 1 мероприятие по конвоированию лиц, задержанных за нарушение таможенного законодательства;

В ходе сборов участники прняли участие в проведении научно-практических семинаров, в практических занятиях по вопросам организации работы по контролю таможенной стоимости товаров и транспортных средств, о практике и проблемных вопросах взимания таможенных платежей, рассмотрели проблемы, складывающиеся с судебной практикой, применения комплексных автоматизированных систем в условиях действия нового Таможенного кодекса. Перед ними выступили ведущие специалисты СЗТУ, Федеральной таможенной службы.

При подведении итогов руководителям таможенных органов были поставлены задачи на предстоящее время: сосредоточить усилия на оперативном реагировании на изменения в организации и содержании таможенного администрирования в соответствии с преобразованиями Государственного таможенного комитета в Федеральную таможенную службу и на упрощение и ускорение таможенных процедур с привлечением представителей бизнеса и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

 

Оценить