Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

О вопросах досудебного урегулирования споров

Опубликовано: 9 июля 2021 12:15

В связи с возникающими вопросами относительно досудебного урегулирования споров с таможенным органом с использованием процедуры ведомственного обжалования полагаю целесообразным повторно разъяснить следующее.

Прежде всего, следует различать порядок рассмотрения поступивших в таможенный орган обращений и жалоб на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностных лиц.

Так, основным критерием, разграничивающим жалобы от иных видов обращений (в том числе заявлений), является выражение несогласия заявителя с принятым решением, совершенным действием (допущенным бездействием), а также просьба пересмотра и отмены соответствующего решения, сообщение о нарушении своих прав, требование об их восстановлении.

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный порядок является достаточно «лояльным», поскольку не содержит «жестких» требований к срокам обращения в таможенный орган, а также к форме такого обращения (например, направление обращения возможно не только в письменной форме, но и по электронной почте).

Порядок рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела установлен главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и строго регламентирует срок обращения с жалобой в таможенный орган, а также порядок ее подачи, устанавливая также перечень оснований, при наличии которых рассмотрение жалобы по существу будет невозможно.

Так, любое лицо, по мнению которого, решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

Важным является срок подачи жалобы в таможенный орган. Так, жалоба может быть подана в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Пропуск данного срока (при отсутствии ходатайства о его восстановлении) влечет невозможность рассмотрения жалобы в порядке главы 51 Федерального закона.

Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Следует обратить внимание на установленный порядок подачи жалобы. Так, жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, при этом жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.

Иными словами, при обжаловании решений Северо-Западной электронной таможни жалобу необходимо подать через Северо-Западную электронную таможню (адрес таможни: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1, тел. 8 (812) 665 22 79), адресовав ее начальнику Северо-Западного таможенного управления.

В случае обжалования решений, действий (бездействия) Северо-Западного таможенного поста (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни жалобу следует непосредственно подать в Северо-Западную электронную таможню.

Необходимо отметить, что несоблюдение указанного порядка подачи жалобы может привести к увеличению срока рассмотрения жалобы с одного до двух месяцев (или с двух до трех месяцев с учетом возможного продления).

Подводя итог вышесказанному, следует отметить основные преимущества ведомственного обжалования:
– скорость рассмотрения жалобы (в отличие от судебного процесса результат известен уже через 1 – 2 месяца);
– отсутствие дополнительных расходов, связанных с уплатой госпошлины за рассмотрение дела в суде;
– быстрота реализации решения по жалобе в случае ее удовлетворения (не позднее 15 рабочих дней после поступления решения по жалобе в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого признаны неправомерным).

Немаловажным является тот факт, что лицо, избравшее ведомственное обжалование, не ограничено в праве на судебную защиту. При этом период административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа, в том числе если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в срок, установленный для обращения в суд.

В настоящее время и до 01.01.2022 жалоба может быть подана только в письменной форме. Подача жалобы по электронной почте влечет отказ в ее рассмотрении по существу.

Возможность подачи жалобы в электронной форме будет обеспечена с 01.01.2022, что, безусловно, оптимизирует процесс подачи жалобы и порядок взаимодействия с таможенными органами.

И в завершение хотелось бы обратить внимание на следующее.

Подача жалобы одновременно в несколько таможенных органов (например, в таможню и в Северо-Западное таможенное управление) не ускоряет процесс ее рассмотрения.

Также представляется нецелесообразным подача жалобы сначала по электронной почте, а затем в письменной форме (так называемый «досыл»).

Оценить