Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Северо-Западное таможенное управление

Часто задаваемые вопросы

В каких случаях государственный служащий представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи?

Ответ:

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (ст.20, ст. 20_1 Федерального Закона РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ)

Какие действия должен осуществить государственный служащий при невозможности по тем или иным причинам представить сведения о доходах членов своей семьи?

Ответ:

В соответствии с пунктом 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 (далее – Положение, утвержденное Указом Президента от 18.05.2009 № 559), вопрос невозможности предоставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах близких родственников) подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия). В соответствии с третьим абзацем подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 (далее – Положение, утвержденное Указом Президента от 01.07.2010 № 821), основанием для проведения Комиссии является заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах близких родственников (далее – Заявление). Подпунктом «б» пункта 2 Порядка поступления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию) таможенного органа Российской Федерации заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом ФТС России от 16.04.2013 № 723, установлено, что государственные служащие таможенных органов подают Заявления в кадровое подразделение соответствующего таможенного органа. Принимая во внимание, что Комиссия обязана рассмотреть Заявление в течение семи дней после его поступления, что заседание Комиссии может не состояться по причине отсутствия двух третей от общего числа членов Комиссии, либо отсутствия членов комиссии, незамещающих должности государственной службы в таможенном органе (пункт 14 Положения, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 № 821), а также то, что Комиссия может признать причины непредставления государственным служащим сведений о доходах близких родственников неуважительными (необъективными) и рекомендовать ему принять меры по представлению указанных сведений (подпункт «б» пункта 24 Положения, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 № 821), считается целесообразным подавать Заявление в Комиссию заблаговременно, до истечения предельного срока предоставления сведений о своих доходах и доходах близких родственников (30 апреля), установленного подпунктом «б» пункта 3 Положения, утвержденного Указом Президента от 18.05.2009 № 559.

Обязан ли гражданский служащий принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов?

Ответ:

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ст. 11, Закона № 273-ФЗ)

Что должен делать государственный служащий в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов?

Ответ:

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (ст.19 Закон №79-ФЗ).

Какие меры могут быть применены к государственному служащему в случае если он является стороной конфликта интересов, и не принимает мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов?

Ответ:

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11, Закона № 273-ФЗ).

Что должен сделать государственный служащий в целях предотвращения конфликта интересов, если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций)?

Ответ:

В случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11, Закона № 273-ФЗ).

Имеет ли право государственный гражданский служащий получать подарки в связи с официальными и протокольными мероприятиями?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральному государственному гражданскому служащему (далее – гражданский служащий) запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в таможенный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7.1. Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» вышеуказанный запрет распространяется и на сотрудников таможенных органов.

Какие меры могут быть применены к государственному служащему в случае если он является стороной конфликта интересов, и не принимает мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов

Ответ:

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11, Закона № 273-ФЗ) 

Каков порядок действий должностного лица таможенного органа в случае склонения его к совершению коррупционных правонарушений?

Ответ:

Действия должностного лица при склонении его к совершению коррупционных правонарушений должны соответствовать требованиям ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приказа ФТС России от 18.01.2010 № 57 «Об утверждении порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений». Должностное лицо таможенного органа обязано уведомлять начальника таможни обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Должностное лицо таможенного органа с момента обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, заполняет уведомление на имя начальника таможни, в котором указывает информацию о фактах обращения в целях склонения к коррупционному правонарушению, с изложением обстоятельств происшедшего, а также информирует в устной форме непосредственного начальника о факте обращения и направлении уведомления. К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы, подтверждающие обстоятельства обращения в целях склонения должностного лица к совершению коррупционного правонарушения. Должностное лицо таможенного органа передает документ без регистрации, лично либо при отсутствии такой возможности – по каналам факсимильной связи оперативному дежурному таможенного органа, не позднее 1 суток с момента обращения. При наличии достаточных данных о совершенном или готовящемся преступлении коррупционной направленности, должностные лица таможенных органов, склоняемые к совершению уголовно наказуемого деяния, обращаются с заявлением в подразделение по противодействию коррупции таможенного органа, уведомляют органы прокуратуры или другие государственные органы о данных фактах, с обязательным уведомлением непосредственного руководителя. Невыполнение должностным лицом обязанности по уведомлению о склонении его совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим увольнение должностного лица со службы в таможенных органах либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нужно ли в Справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Справка) указывать сведения о счете на котором 0,00 рублей и им не пользуются и по карте, которая заблокирована в связи с истечением срока действия?

Ответ:

Согласно методическим рекомендациям Минтруда по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной компании 2016 года (далее - Методические рекомендации Минтруда) в разделе 4. справки отражается информация обо всех счетах, открытых по состоянию на отчетную дату, вне зависимости от цели их открытия и использования, в том числе:

1) счета, на которых находятся денежные средства, принадлежащие служащему (работнику), члену его семьи (или права на которые принадлежат данному лицу), при этом данный служащий (работник), член его семьи не является клиентом банка (в том числе индивидуальный инвестиционный счет);

2) счета с нулевым остатком на 31 декабря отчетного года;

3) счета, открытые в период существования СССР;

4) счета, открытые для погашения кредита;

5) счета пластиковых карт, например, различные виды социальных карт (социальная карта москвича, социальная карта студента, социальная карта учащегося), пластиковых карт для зачисления пенсии, кредитные карты.

Подлежит указанию информация о счетах пластиковых карт даже в случаях окончания срока действия этих карт (их блокировки), если счет данной карты не был закрыт банком или иной кредитной организацией по письменному заявлению держателя карты.

Для получения достоверных сведений о дате открытия счета в банке (иной кредитной организации), виде такого счета следует обратиться в банк или соответствующую кредитную организацию. Указание даты выпуска (перевыпуска) пластиковой карты не допускается. Выдача клиентам банка выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации) (абзац 24 пункта 2.1 части III приложения к Положению Центрального банка Российской Федерации от 16 июля 2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»).

Каким нормативным документом установлен порядок уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения?

Ответ:

Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержден приказом ФТС России от 21.03.2016 № 537 (далее – Порядок).

Форма заполнения уведомления оформляется по образцу в соответствии с приложением к Порядку.

Уведомление должностным лицом заполняется по установленной форме на имя начальника таможни. Уведомление подписывается лично должностным лицом с указанием даты и визируется у непосредственного начальника (начальника таможенного поста, отдела, отделения). К уведомлению прилагаются имеющиеся документы и материалы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении, а так же письменные пояснения по данной ситуации.

Руководитель поста, структурного подразделения (лицо его замещающее) при поступлении ему на визирование уведомления обязан организовать направление данного уведомления с приложенными документами и материалами в отдел инспектирования и профилактики правонарушений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления уведомления (по электронной почте, факсом и т.п.).

Возникает ли у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции ООН против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Следовательно, у государственного (муниципального) органа обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, не возникает (по материалам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации)

В настоящее время аналогичный подход применяется Верховным Судом Российской Федерации в отношении трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего в государственное (муниципальное) казенное учреждение либо заключения таким учреждением с бывшим служащим гражданско-правового договора об оказании услуг (выполнении работ) стоимостью более ста тысяч рублей в месяц.

При этом Верховный Суд Российской Федерации исходит из следующего.

Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в такое учреждение, равно как и заключение с ним гражданско-правового договора, не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе.